Покорение Кельсу - часть 1

Красочный рассказ о посещении высокогорного озера Кель Суу от Павла Новосёлова, часть первая

Мотивы путешествия

Озеро Кельсу, что в Нарынской области, район Атбаши. Увидев его на фотографии три года назад – засвербило под ложечкой – я должен туда попасть. А потом вкралась мысль – а не поставить ли мне там парус? Тут все и завертелось.

1. Справочные сведения

1.1. Место проведения:

Административный район путешествия: Атбашинский район Нарынской области Республики Кыргызстан

Географический район путешествия: Внутренний Тянь-Шань

1.3. Список группы

Шафигулин Алан - Руководитель сухопутной части/матрос

Кочетков Василий - Водитель/матрос

Попов Максим - Штурман/матрос

Новосёлов Павел - Водитель/капитан

1.4. Средства передвижения

Тойота Прадо 78 кузов(1993г.в.) 3л. турбодизель;

Тойота Прадо 90 кузов(1998г.в.) 3л. турбодизель;

Катамаран «Застреваки» системы «Альбатрос»(1993 г.п.) слегка модернизированный, длина поплавка увеличена на 1 метр, добавлены 0 и 6 балки, установлена задняя грузовая палуба. Лодочный электромотор(неизвестной мощности).

2.1. Расположение
Западная оконечность хребта Кок-Шаал-Тау представлена разветвлённой сетью отрогов, среди которых наиболее значительные по высоте и оледенению - Сарыбелес (высшая точка 4726 м) и Кёккыя (высшая точка 4960 м ). В 50 км севернее хребта Сарыбелес обособленно расположен хребет Атбаши. Географически все три хребта относятся к Внутреннему Тянь-Шаню. Административно - к Атбашинскому району Нарынской области Республики Кыргызстан.

2.2. Подготовка к путешествию
Подготовка похода
Номинально подготовка похода началась еще в прошлом году, но ввиду смены постоянного места работы и ухудшившейся финансовой обстановкой путешествие было под вопросом до самого последнего дня.

Необходимые документы и регистрация

Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Для граждан России регистрация необязательна - в отсутствии таковой можно находится на территории республики до 90 дней. Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши, необходим пропуск. Выписывает его МВД или погранотряд, в чью зону ответственности попадает посещаемый район.
Для нахождения в пограничной зоне мы получали пропуск в погранзону в военной части Нарын (Нарынский погранотряд). Такой погранпропуск может иметь произвольную форму, при этом обязательно наличие общей нитки маршрута с датами прохождения ключевых участков и сроком пребывания в районе. Заверяется эта бумага командиром части. Необходимыми документами были ксерокопии паспортов и форма-список участников с описанием маршрута. После того, как на пропуске будут все необходимые визы, нужно сделать несколько копий такого документа - часть из них нужно будет отдать на погранпостах.

2.3. Озеро Кельсу
Конечной целью нашего путешествия было озеро Кельсу. Топографически хребет Сарыбелес разбит каньоном реки Кельсу на две части - западную («горы Сарыбелес») и восточную («горы Кельтау»). Древний завал у северной оконечности каньона образует дамбу, благодаря которой существует озеро Кельсу. При общей длине в 12 километров, озеро имеет ширину от 50 до 1000 метров и на большем своём протяжении заключено в глубокий каньон. Перепад высот между поверхностью воды (3500 м) и окружающими вершинами (4726 м max) превышает километр. Скалы, опускающиеся в воду настолько круты, что берега озера абсолютно непроходимы. Множество гротов, полупещер, известняковых арок и каменных островов делают это место исключительно привлекательным в эстетическом и даже, в небольших масштабах, исследовательском планах.. Южные берега Кельсу - это каменисто-глинистые бухты, разбросанные на четыре километра вдоль пологих травянистых холмов хребта. Северный берег - древняя завальная дамба, в правой части которой вода прорывается в ущелье. В 2016 году воды аномально много, поэтому через тело дамбы вода дренирует двумя дополнительными выходами – водопадом на серпантин дамбы и чуть выше выход на ту же дорогу в виде реки.

Озеро Кельсу давно известно, начиная с 2000 – х годов его регулярно посещают как автотуристы, так и походники, которые совершают восхождения на близлежащие вершины. Больше всего российских альпинистов. Озеро не единожды проходилось лодками и байдарками, но не нашел информации о парусном прохождении озера.

3. Описание маршрута

День 1. В первый день из Алма-Аты выдвинулся Новосёлов Павел на машине Тойота Прадо 90, нагруженный катамараном и сопутствующими вещами.


Была предпринята попытка пройти перевал Кок-Айрык (3899м. н.у.м.), что соединяет долину реки ЧонКемин и озеро Иссык Куль, но одной машиной перевал не был взят. Дорога заброшена, места дикие. И добравшись до высоты ~3200 м.н.у.м. было принято решение прекратить подъем и возвращаться по своим же следам до Боомского ущелья(общая протяженность неудачного штурма перевала от долины реки Чу до долины реки Чу по возвращению – около 200 километров).


К вечеру первого дня добрался до города Балыкчи (Рыбачий), произведена дозаправка автомобиля. Выдвинулся в сторону водохранилища Орто-Токой, попутно выискивая места для ночевки. Основные требования – далеко от дороги, «невидимость» для местных. Хоть местное население и очень гостеприимно – не хотелось в этом убеждаться лишний раз. Ночевка на берегу реки Чу.

День 2. Второй день подъем и выезд в сторону водохранилища Орто-Токой.


Водохранилище образовано рекой Чу. После водохранилища путь лежит до поселка Кочкор, небольшой закуп продуктов, выезд в сторону озера Сонкель.


Дорога идет по красивой долине, китайцы делают шикарную бетонную дорогу, сворачиваем на указателе «Сонкёль – 50 км», поворот на грунтовую дорогу хорошего качества. Средняя скорость 60 км/ч.


Подъем на перевал КалманАшуу высотой 3 446 метров, плавный спуск в долину озера Сонкёль.


Озеро Сонкёль - крупное высокогорное озеро, зажатое в котловине между внутренними отрогами Тянь-Шаня. Расположено между грядами Сонкёльтау и Молдотау, на высоте 3016 выше уровня моря в северо-западной части Нарынской области (Киргизия).


Общая площадь зеркала — 278 км², объём пресной воды 2,4 км³, длина 28 км, ширина 18 км. Средняя глубина 8,6 м, максимальная около 14 м.


Котловина озера имеет тектоническое происхождение. Берега озера — низкие, береговая линия слабо изрезана, заболочена, местами заросла тростником. Озеро питают мелкие ручьи и речки с ледниковым питанием, вытекает одна река Сонкёль — впадающая справа в реку Нарын. Ледостав на озере наблюдается с конца сентября до конца мая. Преобладают восточные ветра. Сильных шквалов замечено не было. Максимальная скорость ветра за день – не более 10 м/с. Озеро в первый момент не впечатлило. Над долиной была низкая облачность и воды озера были серыми и непривлекательными. Далее, по мере приближения к озеру и по мере прохождения облачности, при выходе Солнца озеро заиграло приятными цветами.


Прозрачность воды около 10 метров. Синяя гладь воды, местами с ветровой рябью, по мере повышения дна цвет меняется на бирюзовый. Стоя на скалах высотой 10 метров можно рассмотреть каждый камешек не только у берега, но и метров за 30 от него.


Далее направился в сторону г. Нарын, таким образом объехал озеро Сонкёль с северной стороны. По пути встречено много иностранных туристов, как на машинах/велосипедах, так и треккеров. От предложений подвезти отказываются, гордо шлепают иностранными ногами по постсоветскому пространству. Около 16 часов поднялся на перевал Молдо-Ашуу высотой 3 346 метров.


Вид с вершины перевала открывается завораживающий.


зеленые долины, стремительные серпантины,


вдали угадывается желтая долина реки Нарын. В какой-то момент обернулся назад, в сторону озера Сонкёль и увидел, что в тех местах, где я проезжал минут 30 назад, идет снег.


На перевале вдувает бешенный ветер, который раскачивает машину, оно и понятно, выход грозового фронта с потерей высоты около километра. Я бы тоже так дул. Линяю от непогоды вниз, попутно выискивая места для стоянки. Ущелье скальное, спусков к ручьям немного, и все просматриваются с дороги, покидаю горную часть, выезжаю в долину реки Нарын.


Совершенно другой коленкор, жара, безветрие, вокруг пыль, река Нарын несет свои мутные воды в сторону Токтогульского водохранилища. Еду вдоль реки в сторону города Нарын. Ищу места стоянки. Дело осложняется тем, что местное население практически не владеет русским языком, моих познаний казахского языка(а он очень похож на киргизский) явно не хватает. Еду по карте, выискиваю подъезды к реке. Около 19.00 место найдено в 4 км от дороги. Бутылка местного пива, ужин. Отбой.

День 3 Третий день начался с неспешного подъема. Сегодня запланирована встреча со второй (основной) частью экипажа в г. Нарын.

Посмотрев на наполненные водой канистры принимаю волевое решение омыть путешествующее тело от пыли и впечатлений. Ну а что, времени-то вагон. После водных процедур, поскрипывающий и улыбающийся выдвинулся в сторону г. Нарын, где я и оказался через 2,5 часа неспешной езды по трассе. Заправил машину, забрал пропуска в погранзону. Начинаются долгие часы томительного ожидания. Связи с друзьями нет. Через 4 часа ожидания долгожданная встреча с товарищами. У меня появляется пассажир. Радуюсь несусветно.

Заправляем вторую машину, берем конфеты/фрукты для детей чабанов и выдвигаемся в сторону озера Кель Су. Задача на сегодня прохождение погранзастав. Около пяти часов вечера мы на КПП первой погранзаставы на перевале высотой 3293 метров над уровнем моря. Успешно проходим.

Слышим, как кипит вода в расширительном бачке Прадо 78. Очень расстраиваемся, так как булькающий антифриз говорит о пробитой голове блока цилиндров. Накатом спускаемся ниже, машина остывает, кипение прекращается. Предполагаем, что кипела вода, которую Василий заливал в расширительный бачок незадолго до. А так как рабочая температура дизельного двигателя около 90 градусов, а на высоте точка кипения стремительно падает – произошло закипание. Сжали кулачки, продолжаем движение.

Проходим вторую погранзаставу, спускаемся в долину реки Аксай. Ищем места ночевки. Находим место ночевки на высоте 3 100 метров. Надеемся, что ночевка на высоте хоть как-то поможет акклиматизации. Отбой.

Павел Новосёлов

Продолжение следует


5 октября 2016       1890 просмотров
Рекламная пауза


Комментарии