Покорение Кельсу - часть 2

Красочный рассказ о посещении высокогорного озера Кель Суу от Павла Новосёлова, часть вторая

День 4. Ранний подъем. Все вокруг покрыто инеем. Трава хрустит под ногами. Вот и околонулевые температуры в августе. Выдвигаемся, пересекаем реку Аксай через мост. Несколько лет назад мост смыло паводком и единственный путь на ту сторону лежал через многочисленные броды. Проезжая реку по мосту, который построили в прошлом году, очень радовался ему. Ибо в этом году(очень многоводном) река мощная. Машину бы точно утопил. Начинаем плавный подъем на перевал Кичине-Сарыбелес высотой 3 534 метра над уровнем моря.

Успешно преодолеваем перевал и спускаемся в долину реки Кёккыя. Вокруг снежные шапки многотысячников, покой и умиротворение. И шныряющие ауди 100 по грунтовкам. Воистину – вечные автомобили.

Доезжаем до брода через реку и неприятно удивляемся. По сравнению с прошлым годом река поднялась на полметра, брод не просматривается. Провели небольшую разведку, нашли приемлемый переход реки. Пониженная, дрожащие руки, нежно поглаживаю педаль газа. Пошел в воду. Адреналин, выезд на другую сторону. До озера остается всего ничего. Но впереди самое страшное препятствие – высокогорные болота (сазы). Выезжаем в прямую видимость, их протяженность около 700 метров по очень широкой долине. Третья пониженная, глаза закрыты, газвпол. Бешенный рев, куски грязи, разлетающиеся во все стороны, верный дизель тащит вперед, морда зарывается…Страашно)) Прекрасно понимаю, что если встану – вытащить меня будет очень непросто. Подъехать нельзя, лебедок нет. Поэтому потихонечку шепчу машине – «давай, не подведи! Куплю тебе вкусную солярку!» и помогает! Пролетаю этот участок. Впереди подъем на дамбу. По лёгенькому серпантину, через водопад, через реку. И вот оно – озеро.


Вода отражает окружающие его скалы, от высоты берегов захватывает дух.


Ветер отжимной. Скоростью 7-8 м/с. Страашно. И красиво. Страшно красиво. После улегшихся ахов-вздохов начинаю собирать катамаран. И понимаю, что на меня напала горняшка. В легкой форме, но от этого не легче. Высота озера 3500 метров над уровнем моря, головокружение, боль стучащая по голове, но сборка не завершится без меня. Только я знаю, как его собирать.


Катамаран собран, первый «тестовый» выход.Учу матросов ставить и снимать грот, учу сторонам, показываю все тонкости, показываю на воду и говорю, что туда нельзя. Урок закончен, пристаем к берегу, сушим весла, ждем утра.

День 5. Сегодня день первопрохода озера под парусом. Очень волнуюсь.


С утра попутный штиль, потихонечку тащит нас все дальше и дальше от лагеря.


Погода солнечная, приятная. Непрекращающееся щелканье затворов на фотоаппаратах, у меня голова вертится на 360, ловлю ветер спускающийся из примыкающих расщелин.


Местами вдувает очень хорошо. Радуюсь, что не ставил стаксель, с ним матросам было бы сложнее. Движения еще не доведены до автоматизма.


Рассматриваем пещерки и гроты, видно, что в дождливую погоду с вершин срываются десятки водопадов.


Языки ледников выходят практически к кромке воды.


Красота неописуемая!!!


Выходим из скального каньона, берега выполаживаются, озеро раздается вширь. В самой широкой части около километра. Берега неказистые, но озеро надо пройти до конца. Включают сильный попутный ветер, летим со скоростью 15-17 км/ч, матросы пугливо озираются, но чувствуется, что экстрим еще не начинается. Волне негде разогнаться, не более 30 сантиметров. Долетаем до южного берега озера, швартуемся. От этой точки до Китая всего 5 километров.


Замечаю над скальным каньоном черную тучу. Блин, как не вовремя. Собираю разбежавшихся фотографов, усаживаю в катамаран, ветер боковой, идем под парусом. Туча растет. Неприятно сосет под ложечкой. Судорожно пытаюсь вспомнить каким богам я молюсь. Не вспомнил, взял себя в руки. В это время выключают ветер, перехожу на электромотор. Небольшое отступление. Когда брал электромотор в аренду у товарища – он меня уверял, что на одном аккумуляторе 90А/ч он с тремя друзьями на надувной лодке прошел с ветерком 15 километров. Я поставил на катамаран один аккумулятор 90 А/ч и один аккумулятор снял со своей машины. Ёмкость 105 А/ч. Пройдя 4 километра(широкая пологая часть озера) мотор сказал «кря» и перестал вращать винт с должным усердием.Скорость с бешенных 4 км/ч снизилась до 08-1 км.ч.Ненавязчиво предложил матросам сесть на весла. А грести в таких условиях крайне неприятно. Кислорода не хватает. Заходим в скальную часть озера. И тут.. грянул гром. Нет, не так. ГРЯНУЛ ГРОМ!!! Такого грома я не слышал никогда. Туча над головой на высоте метров 300 от зеркала озера, в каньонах отражается эхом бурчащий раскат, складывается ощущение, что мы здесь гости незваные, и что нам пора убираться по добру-по-здорову. Включают дождь, затем включают снег, но дождь не выключают. По скалам начинают бежать водопады, что только добавляет грохота раскатам грома. Все еще штиль, по очереди меняемся на веслах, температура падает до 0 градусов. Молю небесную канцелярию не включать обычный для этого времени суток встречный ветер. Каньоны узкие, местами по 50-70 метров. Экипаж «Застреваки» держится молодцом. Орет песни, весело ругается матом, вежливо и своевременно подменяют друг друга на веслах. Творящаяся вокруг кавалькада звуков, водопадов, скал только добавляет бесшабашного веселья. Дружно мечтаем о пальмах и разгоряченных, но не удовлетворенных мулатках, что уже греют наши спальники и готовят еду и тут мы видим лагерь. Естественно ни мулаток, ни пальм замечено не было, но это было уже не важно. До лагеря оставалось всего два километра. Пройдя зуб Кирсанова(да-да, я дал ему имя) мы вышли на победную прямую. За 300 метров включили встречный ветер, удалось завершить парусный первопроход под парусом в небольшую лавировку.


Вытащили катамаран и матросы разбежались по норкам, переодеться в теплое, согреться, поискать мулатку. И весь экипаж просто выключился на 1,5 часа. Я за это время снял аккумуляторы с катамарана, поставил на машину, завел, оставил заряжаться. Залез в спальник и тут пришел Алан и предложил немного водки для сугреву. Отказать ему не сумел. Сумбурное приготовление ужина, отбой.


6 октября 2016       4039 просмотров
Рекламная пауза


Комментарии